Лев Теверовский (leotever) wrote,
Лев Теверовский
leotever

Categories:

Черногорские хроники (часть 1)

Давненько я не брал в руки шашков... То отпуск, то командировка. Возвращаемся в ЖЖ.
Несколько месяцев тому друзья предложили мне - а давай осенью смотаемся в Черногорию, уж больно красивая (по отзывам) страна.

Ну, как порешили - так и сделали. Заказали авиабилеты и машину - и начали "сбычу мечт". Обо всем - по порядку.
Начало ноября - по местным меркам уже не сезон. Поэтому и самолеты летают туда не каждый день. Пришлось приурочить путешествие к школьным каникулам, когда многие состоятельные россияне вывозят в свои зарубежные виллы и квартиры своих же детей и внуков. Летели Боинге 737 от S7, билет в оба конца - 9.300 (жена нашего командора провела мониторинг и мы здорово сэкономили на перелете). Прилетели - а там теплынь!!!
Пошли в прокат (SIXT), где получили заказанную машину - Рено Трафик

И тут выяснилось, что хотя везде машина числилась как 8+1 (мест), на самом деле этот экземпляр - семиместный. Видимо, что-то есть свыше, потому как мы собирались ехать вдевятером, и незадолго до вылета один человек "отвалился". Ввосьмером с учетом двух детей мы все же разместились в вэне, хотя сзади на трехместном сиденье пришлось ехать вчетвером. Забегая вперед скажу, что Реношка наш оказался замечательным - он классно рулился по крутым серпантинам, мы без проблем парковали его в узостях, парктроник помогал избегать общения с другими машинами и стенками. А расход солярки за все путешествие (8 человек с полной загрузкой, по горам на 2-3 скорости и т.п.) по нашим расчетам составил примерно 7- 7,5 литров на сотню.
Итак - мы стартовали в Тивате и через Котор отправились в горную часть - в направлении Никшич - Плужине - Жабляк. Паром, позволяющий сократить путь через Которский залив, мы по плану первого дня не использовали, а просто проехались по берегу, начиная впитывать в себя колорит Адриатики.

Первая ночь - уже в горах, совсем рядом с трассой. Поскольку вся наша группа - это спортивные туристы (разного опыта), то необходимое бивачное снаряжение мы брали с собой.

Вторая машина - не наша. Она выброшена кем-то из местных. Просто в темноте, когда вставали на ночевку, не сразу ее заметили. Ну а потом она "вписалась")). Ночью было довольно прохладно - до "-2 С". Позамерзли слегка, но не критично. Я последний раз ночевал в походных условиях лет 5 назад и поэтому пришлось вспоминать все, "чему учили". Чистейший воздух и усталось перелета нас быстро сморили, и выспались мы - несмотря на мороз - довольно здорово. И снова в путь.
Черногория - страна очень небольшая и малонаселенная. Даже такой важный город как Никшич - центр алюминиевой промышленности - совсем маленький по нашим меркам. В нем живет примерно 60 тысяч человек (это меньше Зеленограда раз в 5, наверно). Там мы купили продуктов и немного прогулялись по центральным улицам. Жизнь нельзя назвать легкой и веселой, до сих пор сильно сказываются последствия распада Югославии и войны того периода.







Почти все дома в центральной части страны, по моему ощущению, отапливаются дровами. Дрова - один из самых ходовых товаров. Дрова поленницами лежат во дворах и подвалах.

Благодаря печному отоплению в городе стоит приятный запах русской деревенской печки. Не уверен, что он полезен "в больших дозах", но что есть, то есть.
Следующим пунктом стал небольшой городок Плужине на берегу Пивского водохранилища.

Вообще говоря, нам очень повезло с погодой и все дни стояла такая же золотая осень. В Плужине мы очень вкусно и недорого (по нашим меркам) пообедали в ресторанчике с сельским антуражем.

В стеклянных столиках на улице можно было увидеть замечательное отражение -

После Плужине дорога стала круто серпантинами забираться в горы, открывая потрясающие пейзажи





Сперва мы останавливались на каждой возможной площадке рядом с дорогой, чтобы поснимать

Потом, конечно, поняли, что так далеко не уедем, и фотоостановки стали реже. Но разве можно проехать мимо места, где прямо в скале находится классический Т-образный перекресток, а в стенке тоннеля проделано отверстие для освещения перекрестка?

Поначалу вождение по горной дороге было довольно напряженным - непривычно большой автомобиль, ширина дороги в полторы машины с махонькими каменистыми площадками для разъездов, "слепые" повороты почти над пропастью, неосвещенные тоннели и прочий антураж. Но со временем появилась уверенность в машине и в себе, и дорога стала доставлять настоящее драйверское наслаждение.
Постепенно мы поднялись на высоту свыше 1,5 км и по плоскогорью забрались на перевал Седло





Дорога с перевала повела нас в горнолыжный центр Жабляк. Этот центр очень популярен у жителей страны и близлежащих соседей (Сербии и Хорватии). Но в ноябре он еще не работает - снега практически нет. В Жабляке мы решили устроить себе цивилизованную стоянку и сняли апартаменты всего за 7 евро на человека за сутки.

В общем, правильно сделали, ибо ночи на высоте 1500 еще холоднее. На термометре утром было -5, все вокруг покрылось инеем.

Весь следующий день мы посвятили восхождению на высшую точку Черногории - Баботов кук - высотою 2520 метров. В описаниях указывалось, что туда ведет маркированная тропа, и мы настроились просто на прогулку, пусть и долгую. На самом деле, все оказалось посложнее. Хотя начиналось очень романтично - от берега Черного озера с чистейшей водой и рыбами



Однако дальше начался "настоящий" туризм - с крутыми травянистыми и осыпными подъемами-спусками. Подъем через лес напомнил о Карпатах, а выше лесной зоны - уже о Кавказе





Привалы стали все чаще, а вот перекусы - реже, так как еды взяли немного, а воды - всего 1,5 литра на всех, рассчитывая пополнить ее запас в ручьях. Ан не тут-то было. Горы - не в пример Кавказу или Кольскому - очень сухие, практически без ручьев. Снег же появился лишь на высоте, он немного помог утолить жажду



Надо признаться честно, что до вершины "дошли не все", скорее даже - не дошли вовсе. Часть "экипажа" вернулась назад примерно с 2/3 пути, я сам остановился на высоте около 2200. Даже у самых активных не получилось подняться на самый верх. Но это было связано с элементарной безопасностью. У нас не было альпенштоков и веревки, а финальный подъем проходил по крутому фирну с риском сорваться и улететь на другую сторону хребта. Так что командор принял решение остановиться в 80 метрах по вертикали от конечной точки и повернуть назад. Зато все вернулись целыми и невредимыми, сделав массу красивых снимков.

До апартаментов мы - естественно - добрались чуть не ползком... Офисная жизнь ни разу не способствует спортивным подвигам. Но все же - "Мы сделали это". Хозяин гостиницы - сам в прошлом спортсмен-лыжник - был удивлен нашими "подвигами", так как хорошо знал всю реальную сложность такого восхождения.
Задрыхли, естественно, "без задних ног"... Утром накупили сувениров и двинулись в дорогу по утренним просторам


Главной целью дня был знаменитый каньон реки Тара. Он первый по глубине в Европе (до 1300 метров) и второй в мире после Гранд Каньона. Одной из достопримечательностей каньона являтся мост Джурджевича - самый высокий автомобильный мост в Европе (160 м. над рекой). Он построен в 1938-40 годах, во время войны был специально подорван, чтобы затруднить передвижения немцев, и восстановлен в 1947 году. Ощущения от вида на мост, от вида с самого моста вниз - непередаваемы, в том числе и снимками.







Поехали дальше? Но уже в следующем посте...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments